У тех, кто хочет научиться ездить на мотоцикле, часто возникает вопрос, какие есть ограничения у а1 водительских прав и почему лучше учиться сразу на категорию А в автошколе. Эти две категории часто сравниваются между собой, и инструкторам приходится объяснить ключевые отличия и преимущества каждой из них.
Общие сведения о категориях в России
Водительские права оформляются ГИБДД. Они позволяют управлять зарегистрированными мотоциклами, а также спортивным инвентарем, который не предусматривает какой-либо регистрации. На мототранспорт обычно выдаются права категории A1 или A.
Права A дают возможность управлять мотоциклами с ДВС от 125 см³ и мощностью больше 15 л.с. Для их получения необходимо окончить мотошколу, сдать экзамен, пройти медицинское обследование. Водительское удостоверение выдается при условии достижения восемнадцатилетия и при отсутствии каких-либо противопоказаний.
Категория A1 охватывает мотоциклы с двигателем менее 125 см³, мощностью до 15 л.с.. Права по ней предоставляются при достижении шестнадцатилетнего возраста, наличии законченного обучения в мотошколе и отсутствии медицинских противопоказаний.
Т.е. молодые люди, которым еще нет 18, могут получить лишь права категории A1 вне зависимости от их желания, водительских навыков, наличия определенных теоретических знаний.
Почему совершеннолетним водителям лучше сразу открыть категорию А
В случае оформления водительского удостоверения А человеку также присваивается подкатегория A1, которая предоставляет право управлять небольшими мотоциклами с мотором объемом до 125 см³. Т.е. человек сразу получает возможность управлять и легкой, и тяжелой мототехникой. Категория А автоматически открывает доступ к подкатегории A1. Получать дополнительные разрешения – не требуется.
Схемы предоставления прав обеих категорий идентичны. Для получения водительского удостоверения и в том, и в другом случае нужно:
- записаться в специализированную мотошколу;
- пройти медицинское освидетельствование;
- пройти теорию и практику – обучение на категорию А во многих мотошколах включает больше часов, нежели на A1;
- успешно сдать экзамен в отделении ГИБДД – возможности и варианты пересдачи оговариваются отдельно;
- получить ВУ при личном посещении ведомства.
Статьи расходов совпадают. По этой причине инструкторы обычно рекомендуют сдать экзамены на оформление ВУ категории А, чтобы иметь возможность управлять мотоциклами разных марок практически с любым объемом двигателя. Т.е. в дальнейшем не придется доучиваться, сдавать дополнительные экзамены и еще раз тратиться на оформление необходимых документов, оплату обязательных госпошлин.
В каком случае лучше получить права A1
Водитель должен чувствовать себя уверенно на мотоцикле. Если он изначально знает, что не планирует садиться на мощный байк, он может получить водительское удостоверение урезанной категории.
Класс, вес, объем двигателя мотоцикла подбирается под планируемую область эксплуатации. Дорожные модели считаются наиболее универсальными, чопперы подходят для длительных поездок по гладкому асфальту, а спортивные предназначаются для гоночного трека. Т.е. лучше с самого начала определиться с форматом байка и только потом идти в мотошколу для получения прав подходящей категории.
Общий вывод - почему лучше учиться сразу на категорию А
Существует несколько причин, по которым следует выбрать обучение на категорию А вместо A1 в автошколе:
- Расширенные возможности. С категорией А можно управлять любым мотоциклом, A1 ограничена легкими байками со скоростью до 90 км/ч включительно.
- Интенсивная программа учебы. Обучение на категорию А проходит в более интенсивном режиме, что повышает шансы на быструю сдачу экзамена.
- Автоматическое открытие младших категорий. После оформления прав категории А младшие категории открываются автоматически, что упрощает процесс получения ВУ.
Выбор между этими категориями зависит от личных обстоятельств и целей обучения водителя. Решение о получении тех или иных прав решается индивидуально – в зависимости от личных пожеланий, возможностей водителя.