ПДД категории "А"
ПДД категории "А"

Все задачи начального обучения вождению мотоцикла отрабатываются исключительно на закрытой площадке мотошколы – автодроме. При чем допускаются к данному упражнению лишь те, кто проштудировал правила дорожного движения и знает устройство мотоцикла.

Чтобы добиться максимальной результативности от обучения, инструктору в процессе управления мотоциклом, нужно занять место, с которого лучше всего просматриваются действия курсанта, руководить которыми нужно с помощью рации.

Для максимального удобства новичка отрабатывать первое упражнение лучше всего на легких, удобных в управлении байках с объемом двигателя не более 250 см3.

При обучении вождению считается полезным навык езды на велосипеде. Специалисты мотошколы уверены в том, что курсант, умеющий кататься на велосипеде, намного проще освоит приемы вождения мотоциклом, к тому же у него будет получаться сохранять равновесие при торможении и на поворотах.

Инструктор при отработке первого упражнения особое внимание должен уделять технике безопасности начинающих водителей. Подобное связано с тем, что именно на первые стадии обучения приходится основной процент травм.

К курсантам при начальном обучении предъявляют следующие требования:

  • запускать двигатель и начинать ехать только с согласия преподавателя;
  • не допускать перегрева двигателя;
  • использовать исправное оборудование, приспособления и инструмент.

Упражнение 1. Ознакомление с органами управления. Пользование ими

Первое, с чего нужно начинать знакомство с мотоциклом – посадка и сход, а также положение за рулем. От правильной посадки зависит легкость управления и утомляемость водителя. Мотоциклист должен сидеть прямо, обхватывая слегка согнутыми руками руль, колени прижимать к топливному баку, а ступни разместить свободно на подножках. Что касается посадки, то производится она с левой стороны: мотоциклист должен перебросить через сидение правую ногу, опереть 2 ноги на грунт и несколько раз свободно подняться и опуститься на седле.

После начинается знакомство с органами управления. В обязательном порядке инструктор должен назвать обучаемому органы управления и показать их использование, после чего обучаемому предлагается самостоятельное их изучение, которое позже проверяется.

Далее новички учатся трогаться с места, переключать передачи при неработающем двигателе. Чтобы тронуться с места курсанту нужно подать предупредительный сигнал, выжать сцепление и включить первую передачу, после чего плавно начать опускать сцепление, одновременно увеличивая скорость вращения двигателя путем поворота рукоятки управления дросселем (поворачивается примерно на четверть). Подобное продолжается до тех пор, пока обучающийся не начинает свободно переключать рычаги управления. После инструктор учит курсанта включать высшую и низшую передачи, а также тормозить. Для торможения нужно снизить скорость вращения двигателя, повернув от себя рукоятку управления дросселем, а также нажать правой стопой на тормоз и рукой нажимать на ручной тормоз.

Следующее, что нужно узнать начинающему водителю: подготовка двигателя, его пуск и прогрев. Чтобы запустить, сначала нужно его подготовить, а только потом запустить. Изначально включается зажигание (загорается лампочка), позже поворачивается на себя рукоятка управления дросселем (на одну четвертую) и резко нажимается педаль пускового механизма. После зажигания двигатель должен несколько минут поработать вхолостую, чтобы прогреться (прогрев заканчивается тогда, когда свободно увеличивается скорость и основной элемент транспорта не глохнет при этом). Как только ученик мотошколы получает необходимые сведения, он занимает место у мотоцикла и по команде инструктора выполняет все работы с двигателем.

Последнее, чему должен на этом этапе научиться курсант – открывать дроссель, научиться трогаться с места, переключать передачи и тормозить с включенным двигателем. Учитывая, что курсант все это уже прошел, преподаватель на этом этапе лишь напоминает правильность действий.

В ходе всего занятия преподаватель контролирует ситуацию, указывает на ошибки и не переходит к следующему упражнению, пока ошибки не исчезают.

Ошибками считаются: остановка двигателя по вине водителя, неправильная посадка и переключение передач, неправильный запуск движка, а также неумение пользоваться органами управления.

Цель этого часового практического занятия – научить основам основ езды на мотоцикле, пользуясь при этом рацией и учебным траспортом на автодроме.

Упражнение 2. Трогание с места и остановка мотоцикл

Первое, что делает курсант на втором занятии – подготавливает движок к пуску, запускает его и прогревает. Изначально он рассказывает всю эту схему, после начинает проводить это на практике. Задача инструктора здесь – не только следить за возможными ошибками, но и контролировать, чтобы при прогреве подопечные не развивали большую скорость коленчатого вала.

Далее курсанту предстоит плавно тронуться с места на первой передаче, проехать около 40 метров по прямой, сохраняя при этом равновесие, и затормозить. Учитель показывает, как трогаться с места, ехать по прямой и остановить мотоцикл, затормозив. Он при этом напоминает, что движение осуществляется на первой передаче и рукоятку дросселя нужно поворачивать настолько, чтобы можно было развить хорошую скорость двигателя, не забыв еще раз воссоздать способ торможения. Чтобы успешно закрепить данные навыки на площадке мотошколы расстояние, которое нужно проехать, обозначается флажками. Данное упражнение повторяется до тех пор, пока не закрепится процесс трогания с места, движение по прямой, а также остановку. От инструктора при данном упражнении требуется полный контроль за действиями. Ведь последнему нужно не только принять правильно положение, но и пользоваться органами управления мотоцикла, переключать скорость и. конечно же, правильно трогаться и останавливаться.

Завершающим этапом данного практического занятия будет освоение ускорения и замедления движения с помощью смены режима работы движка, поиск места для остановки и остановка. Преподавателю на этом этапе обучения нужно напомнить о том, что с помощью дроссельной заслонки также можно изменять скорость движения. В зависимости от дорожных условий заслонку можно открывать как медленно, так и быстро (например, при движении в гору заслонка открывается быстро).

Чтобы остановиться, нужно выбрать место остановки, подать предупреждающий сигнал остановки, выехать либо на край правой полосы, либо на обочину и остановиться. В очередной раз инструктору нужно повторить то, как правильно глушится двигатель. После того, как объяснение закончено, курсант садится за мотоцикл и приступает к практике. На остановках учителю нужно озвучивать ошибки и добиваться в процессе занятий их устранения.

Ошибками данного занятия, целью которого является обучение троганию с места, движению по прямой и торможению, будут считаться резкое трогание с места, неправильная остановка байка, остановка движка по вине обучающегося, а также неправильный его запуск.

Упражнение 3. Переключение передач в восходящем порядке

Первое, что предстоит курсанту делать во время третьего упражнения – запускать и прогревать двигатель и сверять показания кип (контрольно-измерительные приборы). Данные упражнения предстоит отрабатывать на автодроме, мотоцикл при этом будет находиться там же в исходном положении. Прежде, чем начать все это показывать инструктору на практике, начинающему мотоциклисту предстоит озвучить ему это в устной форме. От инструктора при данном упражнении требуется контроль последовательности операций по запуску главного элемента транспорта.

Далее курсанту предстоит тронуться с места, разогнаться, переключать передачи с высшей до низшей, проехать несколько раз по кругу и остановиться затормозив. Прежде чем ученик приступит к этому этапу упражнения, инструктору предстоит в очередной раз напомнить о том, как осуществляется переключение передач. После этого он запускает двигатель, садиться, трогается с места и едет по кругу, переключая при этом передачи, останавливаясь на стоп-линии, используя торможение. Езду по кругу лучше всего повторить 3-4 раза. При этом инструктору следует добиться того, чтобы курсант не только правильно сидел за мотоциклом и переключал рычаги управления, но и верно подбирал скорость вращения, смотрел на дорогу, а не на педали и рычаг, и контролировал скорость.

Ошибками данного урока в мотошколе считается долгий запуск движка, резкое торможение, нарушение процедуры переключения передач, а также техники безопасности.

Целью очередного практического занятия является закрепление навыков по запуску и прогреву двигателя, а также освоение переключения передач по возрастанию.

В правилах дорожного движения (далее ПДД) говорится о том, что водители байков, прошедшие автошколу категории А, должны выполнять на дороге те же действия, что и водители любого другого вида транспорта. Но стоит отметить, что есть ряд пунктов, которые осветляют конкретные отличия вождения мотоциклов и других транспортных средств на дороге. Пункт 1.1 рассматривает мотоциклы как отдельную категорию «ТС», причём согласно законодательству, действующему с 1994 года, к данной категории также относятся любые транспортные средства, имеющие 4 колеса и весящие менее 400 кг при полном механическом снаряжении. Подобный пункт ПДД дал возможность легализировать четырёхколёсные мотоциклы, которые имею сертификат для поездок по дорогам общего назначения. Важным также является то, что заграничные четырёхколёсные мотоциклы таких прав не имеют, а исключение было сделано лишь для моделей производства Украины и Российской Федерации, такие как «ЗиМ-350», «ЗДК-4ШП» и «Рысь».

Управлять мопедами и байками могут люди, достигшие шестнадцатилетия и сдавшие на права категории «А». Отечественные ПДД не имеют возрастных ограничений на вождение мотоцикла в зависимости от его максимальной скорости, мощности двигателя или же опыта мотоциклиста.

Пункт 1.1 ПДД гласит о том, что мотоциклисты по своей сути и роли на дороге более походят на пешеходов, чем водителей автомобилей. Это правило очень полезно, так как помогает избежать штрафа при нарушении таких знаков как «Проезд запрещён», проезду по пешеходной линии, железнодорожному переезду или же при закрытом шлагбауме, парковке на тротуаре и тому подобное. Единственным отличием является то, что водитель байка обязан двигаться по направлению движения транспорта, а не против него.

Пункт 2.1.2 ПДД обязывает водителей и их пассажиров к обязательному ношению застёгнутого мотоциклетного шлема. Использование строительных, велосипедных и других, не приспособленных для езды на мотоцикле, считается нарушением правил.

Как обучают в мото школах для того, чтобы сдать на права категории А, необходимо знать, что максимальная скорость движения мотоцикла по магистрали составляет 90 км/ч, что на 20 км/ч больше, чем в предыдущей редакции ПДД. Согласно пункту 12.2 мотоциклисты могу парковаться в два ряда в том случае, если это не противоречит общим положениям «Способ постановки транспортного средства на стоянку». Также в новых правилах упоминается о том, что мотоциклы и мопеды должны ездить с включенным ближним светом фар даже днём. Также согласно пункту 19.5 ПДД исключения отсутствую даже для устаревших моделей с маломощными генераторами и оборудованием с напряжением в 6 вольт. Даже трёх- и четырёхколёсные мотоциклы, которые благодаря своей массивности хорошо заметны на дороге не являются исключением.

Пункт 20.4 запрещает буксировать и быть буксированным мотоциклом, не имеющим специального троса. По п. 21.4 обучаться вождению мотоцикла и сдавать на права категории А могут лица, достигшие 14-ти лет, а участвовать в дорожном движении - лишь лица старше 16-ти лет. П. 22.8 рассказывает об ограничениях касательно перевозки пассажиров: для перевозки обязательна мототехника предусматривающая дополнительное место для сидения. Сидеть на топливном баке или же кузове, предусмотренном для перевозки грузов, строго запрещено. Детей, младше 12 лет нельзя перевозить на заднем сидении, только в специально оборудованной коляске. Любой пассажир обязан иметь шлем и быть пристёгнутым (в случае перевозки в коляске), при этом стоит отметить, что детский мотоциклетный шлем приобрести достаточно сложно. Передвижение на мотоцикле запрещает знак 3.5, водители мопедов же подчиняются специальному знаку, запрещающему езду на велосипеде.

Передвижение на скутерах и мопедах по автомобильным магистралям запрещено, за исключением движения по обочине или же правой крайней полосе. Для того, чтобы сдать на прав категории А также нужно помнить, что запрещается снимать одну руку с руля управления и перевозить, пассажиров на данных видах транспорта, а для транспортировки детей старше 7 лет требуется специально оборудованное сидение. Также на скутерах и мопедах следует двигаться по велосипедной дорожке, поворот на однополосной дороге или же при наличии на шоссе трамвайных путей строго запрещён. При езде не мопеде вы не можете брать на буксир велосипеды или же быть буксируемыми ими, об этом говорится в пункте 24.3 ПДД. Стоит также отметить, что в случае пересечения велосипедной дорожкой автомагистрали, водители мопедов и скутеров должны обязательно уступить.

Экзамен для получения водительских прав в Санкт-Петербурге проводится по адресу: шоссе Революции, 85. Проводится в течение всего года, в любой сезон. День экзамена – вторник, начиная с десяти утра. Чтобы доехать до ГИБДД на городском транспорте, следует подъехать к станции м. Ладожская, там сесть на маршрутку под номером 397, и ехать до конечной остановки.

Сдать на права категории А

В зависимости от места Вашей прописки, Вам может понадобится разный набор документации:

Если у Вас прописка в Санкт-Петербурге, в таком случае Вам понадобится паспорт, водительские права (если есть), карточка водителя из автошколы категории А (в том случае, если Вы прописаны в городе меньше одного года), оригинал и копия медицинской справки (открытая категория прав на вождение байка). Также понадобится квитанция об уплате государственной пошлины в размере 800 рублей, которая оплачивается заблаговременно в СберБанке за получение водительского удостоверения.

Если у Вас прописка в Ленинградской области, Вам следует написать заявление (пишется на имя начальника службы ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), содержащее просьбу дать разрешение на сдачу прав на мотоцикл по адресу шоссе Революции, 85. Затем необходимо отвезти данное заявление на ул. Профессора Попова, здание 42, кабинет 222. При себе нужно иметь свой трудовой договор либо договор на аренду жилплощади. Учреждение работает в понедельник и пятницу с 10 утра до 1 дня, а по вторникам и четвергам – с 2 до 6 часов. Телефон справочного отделения: 8 (812) 335 41 12.

Если у Вас прописка в другом регионе Российской Федерации, Вам нужно будет получить запрос от ГИБДД (в Вашем регионе), где бы говорилось о том, что Вас либо лишили прав на данный конкретный момент, либо что прав Вы ещё вообще не получали. Затем этот запрос Вы везёте с собой в Санкт-Петербург (при этом учтите, что он должен быть выдан не позднее, как за месяц до этого). Также необходимо иметь официальный документ о временной регистрации в Санкт-Петербурге. Остальная документация совпадает с той, которая нужна тому, кто прописан в Петербурге.

Теперь рассмотрим Ваши действия, которые будут необходимы непосредственно при сдаче на права категории А. Итак, для начала следует зайти в здание ГИБДД, подняться на третий этаж и сдать все документы, которые были описаны выше по окошкам (1-7). Затем идите на второй этаж, заходите в экзаменационный класс и отдавайте своё направление на экзамен. После этого просто ждите, пока Вас вызовут.

Когда Вас позовут, Вы сможете сдать теоретическую часть экзамена. После сдачи нужно спуститься на первый этаж, купить экзаменационный лист (он продаётся в ларьке с канцтоварами) и выйти из здания. Выйдя, поверните направо и направляйтесь к воротам. Заходите туда и дайте своё направление человеку, который ответственный по мотопарку. Опять-таки, подождите за воротами, пока Вас вызовут. После того, как Вы сдадите практическую часть экзамена, возвращайтесь в ГИБДД и поднимайтесь на третий этаж. В окошко №8 сдайте свой паспорт и сфотографируйтесь. По выполнению всех данных операций Вы сможете получить наконец свои права «А»-категории.

Не является публичной офертой. Сайт носит исключительно информационный характер.