Мотоциклетная страховка: виды, особенности, оформление

Владельцам мотоциклов также как автовладельцам, необходимо оформлять страховку на свой транспорт. Но процедура эта имеет ряд особенностей и отличий, в которых мы и постараемся разобраться.

Виды страхования мотоциклов

Мотострахование может быть двух видов – обязательным и добровольным. Как и автомобилисты, байкеры должны оформлять полис ОСАГО, страховку КАСКО они могут получить по желанию.

Почему обязательно делать ОСАГО для мотоциклов

Необходимость получения полиса ОСАГО прописана в российском законодательстве. В соответствующем Федеральном законе - № 40-ФЗ – сказано, что любой мототранспорт, способный двигаться со скоростью выше 20 километров в час, должен быть застрахован. Без документа, удостоверяющего это, выезд запрещен. В качестве наказаний за нарушение этого правила полагаются следующие штрафные санкции:

  • если инспектор остановил байкера, а на мотоцикл вообще не оформлена страховка, будет выписан штраф на сумму 800 рублей;
  • если страховка есть, но не на тот период времени – допустим, договор заключен на летний период, а инцидент произошел зимой – тогда придется заплатить 500 рублей;
  • такое же количество денег будет стоить нахождение за рулем не того человека, на которого выписан полис.

Кроме того, если произойдет авария, а мотоцикл не застрахован, все расходы должен будет самостоятельно покрыть его владелец – в их числе, и он обязан будет возместить ущерб всем пострадавшим в результате ДТП.

Стоимость ОСАГО рассчитывается, исходя из многих факторов, и в разных компаниях цены немного отличаются. Но есть основные показатели, которые страховщики используют при расчете цены страховки в любом случае:

  • базовый тариф – в 2024 году для мототранспорта он находится в диапазоне от 324 до 2536 рублей;
  • региональный коэффициент – его значения могут варьироваться от 0,64 до 1,99;
  • время, на которое заключается договор;
  • КБМ – это коэффициент бонусов/вычетов, зависящий от того, сколько страховых случаев было допущено водителем за прошлый период – самое лучшее значение показателя – 0,46, самое невыгодное – 3,92;
  • мощность двигателя;
  • водительский стаж.

Итоговые суммы значительно отличаются друг от друга – она может быть как меньше 500 рублей, так и больше пары тысяч.

Для чего и когда нужно оформлять КАСКО

Данный вид страховки не является обязательным, поэтому владелец байка сам вправе решить, необходима ли ему эта услуга. Но в некоторых случаях добровольное страхование становится почти обязательным – речь идет о дорогих моделях мотоциклов с мощным мотором, способных разгоняться до очень высоких скоростей. В этом случае слово «перестраховаться» несет только положительную коннотацию.

При заключении договора надо обращать внимание, какие страховые случаи в нем предусмотрены. Например, для многих владельцев важно, чтобы байк был застрахован на случай угона. Также в документ может быть включено страхование жизни и здоровья водителя – это очень удобный и практичный вариант.

Но у компаний, предоставляющих данную услугу, может быть множество условий и требований, которые влияют на ее стоимость, а иногда и на решение по поводу заключения договоренности. Кроме перечисленных выше факторов, имеющих значение при покупке полиса ОСАГО, при оформлении КАСКО могут учитываться:

  • возраст всех водителей, у кого будет разрешение управлять транспортным средством;
  • участие в спортивных соревнованиях;
  • класс данной модели мотоцикла;
  • есть ли гараж, и каким образом осуществляется ночное хранение;
  • когда выпущен мотоцикл – суммы страховок на неновые байки намного выше и т.д.

Если полис КАСКО приобретается для нового двухколесного транспортного средства, тогда надо ориентироваться на его стоимость. Средняя цена страховки будет приблизительно равна 10-15 процентам от этой суммы.

Особенности мотоциклетной страховки

Главное отличие от автомобильного страхования, с которым могут столкнуться мотовладельцы – нежелание многих компаний заключать договор вообще – это относится даже к обязательному ОСАГО, а не только КАСКО. Страховщикам невыгодно оформлять подобные сделки, и для этого есть ряд объективным причин:

- мотоциклисты чаще попадают в аварии, чем автомобилисты;

- последствия ДТП с участием мотоциклов обычно более тяжелые, чем при автоавариях – страховым фирмам приходится осуществлять большие выплаты;

- законодательство предусмотрело оформление «коротких» полисов – с недавнего времени срок может быть равен 1 дню, и это особенно актуально для владельцев мототранспорта: почти все из них заключают договор лишь на теплый период – и это, естественно, менее выгодно для владельцев страховых фирм.

В качестве отговорок и поводов для отказа могут называться абсолютно разные причины от поломки офисной техники до невозможности оформить документ из-за распоряжения «сверху». Но в любом случае, если страховщики ведут себя таким образом, они нарушают требования законодательства, например, п. 4 ст. 4 ФЗ РФ «Об организации страхового дела в РФ», п.1 и п. 2 ст. 4 ФЗ «Об ОСАГО», Положение Банка РФ от 19.09.2014 г. № 431-П, согласно которому владелец любого транспортного средства может выбрать ту страховую компанию, которую захочет.

Но не стоит слишком рваться туда, где вас не ждут. Существует множество организаций-страховщиков, в числе своих услуг предлагающих и мотоциклетную страховку. К ним и стоит обращаться.